Новости Фото Рассказы Ссылки Форум

УКСУН (ЙОКИ) 2004
(1–9 мая)

Состав команды ’’Псков-Питер транзит’’:

Река Уксун протекает в юго-западном районе Карелии в направлении с севера на юг (что объясняет наличие слепящего глаза солнца во второй половине дня, если оно, это солнце, вообще, появится). Впадает в Ладожское озеро.
Протяженность нашего маршрута около 45 км. Категория I-II с элементами V.
Населенка вдоль реки напрочь отсутствует.
Псков — Питер — Питкяранта — мост а/м дороги Сортавала — Пряжа — Питкяранта — Питер — Псков

Пт.31.04

Адмирал протрубил общий сбор в вс.вечером у себя в избе. К 22 часам должны были подъехать товарищи из Пскова. Это наш кайюкер и многоуважаемый Сергей Васильевич. Когда я, выдержав ориентирование в условиях города и найдя главное кп — квартиру адмирала, пришла, вся команда была уже в сборе и активно праздновала факт встречи.

Сб 1.05

Когда команда и провожающие утрамбовали в свои желудки достаточное количество провизии (а вдруг что), выпили большое количество тостов за поход и людей туда собирающихся, а адмирал собрал все свои вещи (не без помощи хозяйки), мы начали грузиьтся в Сережкину буханочку.

Выехали в 1.20 ночи. Всё у этих водников не как у людей. Хотя могу предположить, что сей ход конем был сделан умышленно, дабы прибыть в Питкяранту утром.

Отмечание начала похода продолжилось и в машине. Музыка орала громко, но слегка подвыпившие водники кричали еще громче.

Все спали по очереди, т.к. надо было следить за нашим водителем, который, к его чести, даже не делал попытку уснуть. Мне прикорнуть удалось только к утру, когда я перебралась назад.

Наша доблесная милиция не спала даже ночью. Сергея оштрафовали за превышение скорости (наверное в этот момент у него дернулась нога в такт музыки) на 50 р.

В Питкяранте были в 9.45

Адмирал сделал пару деловых звонков и договорился с заброской, стоянкой для бобика и лицензией на охоту.

Вскоре приехал местный мужичок, тот, что взялся нас добросить до моста а/м дороги Сортавала — Пряжа. В грузовой отсек загрузили вещи и занесли завхоза, там же поехали Сергей и Сергей Васильевич. Рядом с водителей сели я и Игорь. Ехали мы, ехали и тут Игорь, как бы не в значай, спросил: ’’А будут ли еще по дороге магазины?’’ Услышав отрицательный ответ, он попросил остановиться. У нас не было хлеба. По этому поводу мы зашли в магазин. Хлеба не оказалось. Стали терроризировать продавщицу: ’’Посоветуйте, что можно взять вместо хлеба’’. На наше счастье в магазин вернулась, купив до этого много хлеба, сердобольная бабуля. Она прониклась нашим горем и продала нам хлеб.

Через 2 часа мы были у Уксуна. На обочинах еще лежит снег!!! Погода на удивление хорошая. Светит солнышко. Народу тьма.

Мы вынесли вещи из машины и начали собирать каты, разводить костер, ибо прохвост наконец-то решил накормить нас.

Некоторые команды начинали прохождение Уксуна прямо с порога Блюдце, расположенного в 50 м за мостом. Но мы этот порог не проходили.

Уксун производит впечатление.

К 17 ч накачав катамараны, погрузив вещи, мы наконец-то спустили (легким движением ноги) каты на воду.

Прошли не так уж и много (в первый день много нельзя, … да и в последующие тоже) и встали на стоянку. Долго у костра не засиживались и легли рано.

Вс. 2.05

Встали в 10 утра и трапезничали не спеша.

Стрелка (часовая (пояснение для того кто-то питает иллюзии насчет быстрых спортивных сборов нашей команды) медленно движется по циферблату. Уже 13.00, а мы еще стоим и не думаем сниматься, хотя иногда разговор об этом заходит. Значит к вечеру выйдем.

В 13 часов мимо гордо проплыла команда коммерческих рафтеров.

Когда Игорь стрельнул в качестве приветствия, они замахали веслами чаще.

Прогулявшись вокруг лагеря, я обнаружила много следов лося и не только от ног… Там где снег сошел, встречается брусника, сохранившаяся с прошлого года. Она может быть даже перезревшая, но удивительно сладкая и вкусная.

Ребята рассказывают байки из своей туристической жизни.

Изредка слышатся крики гуся или утки, доносится стрельба охотников. В такие моменты глаза адмирала меняются, причем резко, без перехода. Сначала взгляд становится каким-то диким, а потом сконцентрированным. Не берусь объяснить почему я описала то, что увидела именно этими словами. А может быть мне все это показалось. Но одно могу сказать точно, я видела настоящего охотника, охотника в душе.

Вышли только в 18 ч.

На пути встретилась одна шивера. Прошли лагом посередине.

Зачалились за ней и подождали Сергея. Он там на каяке катался. Но хватило его не на много (не интересно говорит, и мокро)

Вскоре поплыли далее.

Вдруг я увидела всплеск от бобра. Мы подумали, что здесь у него нора и Игорь решил встретить его с ружьем. Но бобер был хитер и так и не появился.

В 19.30 были у Брусничного озера. Место, где можно попасть в озеро, не проходимо даже во время весеннего паводка. Каты мы протаскивали.

На озере по берегам еще лед.

Когда место стоянки было выбрано, мы пошли в разнос. Вдруг появился шампусик, ананасы, конфеты. Это, оказывается, у нашего адмирала сегодня внушительная дата — 20 лет в водном туризме.

Сейчас Игорь и Вова рубят дрова, Сергей & Сергей Васильевич ставят искусственных уток для приманки. Игорь завтра утром собирается на охоту.

Пн. 3.05

Сегодня дневка.

Встали в 11 ч. Прохвост еще спал, поэтому мы поживились кофе и остатками со стола.

Тут пришел Игорь с охоты. Принес с собой краснобровика и утку. Сие было заснято для правдоподобности.

Адмирал посоветовал далеко от лагеря не уходить, т.к. проснулся мишка. Теперь я боюсь далеко за брусникой ходить.

Места дикие, глухие, хоть и турья довольно много ходит.

Вечером на ужин/обед съели приготовленную дичь. Из утки суп получился жирнее, чем из чернобровика.

Процесс попадания кусков дичи в тарелку проходил довольно интересно. 1 человек отворачивается, а второй спрашивает «кому?».

Игорь с Сергеем собираются на токовище, чтобы заснять все действо на камеру.

Вечером к нам пришла погостить группа ребят. Кто из Москвы, кто из Подмосковья, а один прям из Опочки (Псковская область). Посидели, выпили, попели.

Вт. 4.03

Вторая дневка.

Встали в 11 ч., но не все — я в 13 ч.

Те, кто поднялсь в 11 ч., проверяли сети. Поймалось несколько рыбешек, в т.ч. и щучки и окушки. Сейчас вся рыба идет на нерест, а значит каждая с икрой. Икру мы вынули, рыбу пожарили и сварили уху. Жарили на газовой горелке. Вот уж действительно полезная вещь в походе.

Остаток дня и следующее утро/день мы питались рыбой. Едва не засветились от большого количества поглощенного фосфора.

В этот день завхоз редко запускал руку в мешок с провиантом.

Вечером по плану был матчас. ’’Матерились’’ до 3 ч ночи. В 3 ч. проводили Игоря с Сергеем на токовище, которое они собирались заснять на камеру.

Ср. 5.03

Встали в 12 ч., а не обремененные заботами в 12.30.

Вкрутили в себя на завтрак рыбу с икрой, выпросили у завхоза сгущенку и начали собираться в путь. Ведь сегодня по плану начинается спортивная часть похода.

Снег подтаял за два дня и уровень воды поднялся.

Чем дальше мы продвигаемся, тем больше снега. Хотя идем мы на Юг.

По пути встретились 2 приятные шиверки, от которых у меня уровень адреналина несколько поднялся.

Вскоре, по сгущению народа мы поняли, что приближается 1 падун (порог Розовый слон). Зачалились на правом берегу и перенесли шмотки. Затем пристали к левому берегу и пошли просматривать порог.

Порог представляет собой мощный слив между островом и левым берегом (левая протока). Слив высотой около 2,5 м. Котел сразу под сливом, левее мощная бочка. Через слив проходит отбойный вал от левого берега. В правой протоке слив пологий мелководный, упирающийся в ’’розового слоненка’’ (выход скалы из розового гранита).

Я была в небольшом замешательстве, где же надо сливаться. Оказалось, что лезть, как всегда, надо в самую гущу. Заход по центру водяного пузыря и свал прямо в котел, а если повезет в нем задержаться, то затянет в бочку, наиболее вероятный выход из которой, кверху днищем.

Игорь и Вова пошли порог первыми. Это был урок мастер класс. Группы, наблюдавшие за прохождением, прониклись уважением и одна за другой стали просить ребят их страховать.

Но вторыми пошли Сергей Васильевич и я. Когда я поняла, что вот сейчас пойду проходить порог, сердце забилось с бешеной скоростью, я чувствовала его в глотке. Это был не страх, я бы ни за что в жизни не отказалась от прохождения, это уровень адреналина повышался у меня в крови. Так вот, в бочку мы попали лагом. Причем мой баллон оказался сверху, а Сергея Васильевича снизу. При попытке сделать что-либо веслом стихия у меня его вырывала, причём вместе с рукой. Я была бессильна, мое весло натыкалось на камень. Когда до меня стало доходить что дело это бесполезное, мы стали потихоньку выбираться из бочки при помощи чалки.

Дальше прошел наш каякер и преподал урок мастер класс уже для каякеров.

Ну а потом началась работа наших народных спасателей. Игорь с Вовой (как они сами выразились ’’Чип и Дейл’’) страховали всех желающих.

Первым шел 4-х мест кат с 5 ч-ком посередине и со всеми шмотками. Они изначально зашли неправильно, попали прямо в бочку, встали в кормовую свечку и … словили чалку.

Они же потом отблагодарили ребят 2 банками сгущеных сливок.

Потом прошли два 4-х местных ката. Испортили пленку нашему оператору своим отличным прохождением и нежеланием показать дно баллов.

По плану у нас было прохождение 2-ого Падуна, но было уже 22 ч и мы решили встать на стоянку у 2-ого Падуна (Порог Мельница).

Когда вещи были выгружены, я проходя мимо завхоза, как бы между прочим, обронила фразу: ’’А у горников есть хорошая традиция, есть сникерсы на перевалах’’. После чего завхоз выдал нам вафли. А я вскрыла посылку из Пскова с надписью: «Открыть после прохождения 1 порога». Каково же было мое изумление, когда там я увидела батончики сникерсов и марсов, был еще 1 суперсникерс, который все единодушно адресовали мне. Глядя прямо в камеру, я поблагодарила того заботливого и милого моему сердцу человечка, который собрал эту посылку.

Вечером, точнее ночью похлебали супчику, а на второе была дичь. К нам в гости пришли ребята из соседнего лагеря. Они начинали поход с озер, которые, по их словам, еще во льдах. Прорубались.

Уставший каякер ушел спать первый.

Я в 3 ч ночи по принятому графику.

Чт. 6.05

Встали в 11 ч.

Не спеша позавтракали. Пошли смотреть на прохождение порога «Мельница» других команд.

Игоря и Вову попросили подстраховать, но для этого им надо было самим пройти порог. Они без лишних слов с безмолвным спокойствием пошли, но попали в самую бочку и перевернулись. Ребята им помогли, да и наш неустрашимый каякер был рядом. Он помог Игорю. Взобравшись на кат, они еще встали на страховку. Отчаянные ребята!

Надо отметить, что килей было меньше намного, чем хороших прохождений.

Я стояла, смотрела и через час мне хотелось спросить у капитана: «Когда же мы пойдем кат перегонять?!»

Порог расположен в 200 метрах от первого Падуна. Это остатки разрушенной плотины. Перепад 2 метра. За сливом бочки. Язык с воды читается отчетливо.

Наконец-то решились. Сначала пошел кайюкер. Начал хорошо, но перевернулся и даже встал, попав в бочку, перевернулся опять. Видны были его попытки встать, но безрезультатно. Он катапультировался. Его поймали в улове. Сергей Васильевич снял безобразия кайюкера на камеру и затем пошли мы.

Шли по языку, но бочку не миновали. На выходе из бочки у Сергея Васильевича порвался правый упор и он выпал из катамарана.

Со стоянки снялись примерно в 19.30.

Гребли не долго ~30 мин. Как вот уже слышен гул. Сергей Васильевич спросил у адмирала: ’’Это что шиверка?’’. ’’Да, — ответил тот, — шиверка номер 3’’. Это был порог «Каньон» (Падун 3). Мы зачалились, пошли смотреть. Проход без вариантов по левому краю.

Разбили лагерь, нехотя поели. Еще при осмотре порога Игорь встретил знакомого, с которым не виделся 12 лет. Так вот к нему они с Сергеем Васильевичем и отправились.

А мы остались у костра. Серега быстро ушел спать, а в начале второго и я.

Пт 7.05

Затрудняюсь написать во сколько мы встали. Все по-разному. Раньше всех Серега. Своим шебуршением он разбудил меня.

Пошли смотреть прохождение порога. Все проходят гладко, даже не разгруженными.

В 15 ч прошли порог и мы: я с Вовой на кате, Серж на кайяке.

Порог начинается входной шиверкой. Затем слив с перепадом около 2 метров. Проход вдоль левого берега, уход от бочки левее.

Позднее прошел порог «Каньон» Игорь с Вовой и я третья на раме. Меня чуть не смыло, но Игорь помог удержаться. Ощущения непередаваемые. Потом мы еще покатались.

Пошли перекусить. Попугали дождь тентом.

Дальше идти решили завтра.

Кстати, говорят тут рыси водятся. Игорь видел довольно не старые следы.

Сб 8.05

Встали в 10.30., не удивляйтесь, сегодня мы решили, что у нас спортивный день.

12.30 — мы еще в состоянии сборов. 15 ч — грузим вещи на каты.

Подтянулась еще одна группа. Серж прошел порог без киля. У нашего каякера наметилась тенденция: первый Падун он прошел без киля с первого раза, второй — со второго, ну а третий — с третьего.

Около 30 мин ехали до порога «Храмина» (Падун 4). Если верить людям, то порог назван по циклопической кладке бывшей ГЭС из гранитных блоков.

Зачалились задолго до основного слива на правом берегу.

Порог начинается 200 метровой входной шиверой с небольшими сливами. Проход по правому берегу. Но надо быть осторожнее и не пропустить основной слив. Для этого лучше ставить ориентиры. В скальном сужении перепад слива доходит до 2,5 метров. На выходе пара бочек.

Сначала шли Игорь с Вовой, затем я и Сергеем, потом Сергей на каяке. Проходили не разгруженные, даже удочки не отвязали. Я, преисполненная суеверным страхом, думала, что стихия не простит нам такого отношения, но, видно, у нас был удачный день.

После порога начинается выходная шивера протяженностью 1,5 км.

Здешние шиверы на Воньге порогами зовутся, подумала я, вспомнив прошлый летний поход.

На ночевку встали в 18.30.

Игорь собирается на охоту.

Здесь достаточно прилично ловит мобильная связь. Все уже отзвонились домашним.

Вс 9.05

Утром Сергей с Игорем встали раньше всех и пошли за бобиком в Питкяранту. Оставшиеся создавали видимость бурных сборов.

~ 11 ч пришли уходившие, сборы стали еще более бурными.

~ 13.30 отправились. По пути сняли фильм о дикой природе: в этой серии следы Мишкиных лап и отходы его жизнедеятельности.

Вот уже едем в машине. Какой разительный контраст между тем как вели себя участники похода при проезде туда и обратно.

Игорь грустный. А если грустно командиру, то остальной команде тоже как-то невесело. Даже Верка Сердючка не на долго подняла настроение. И это понятно, ведь, всегда ждешь этого похода так долго, а он проходит так быстро. Но в этом и соль. Только в этом случае он приносит удовлетворение.

Интересно, о чем думает команда?!

Каждый вынес из этого похода что-то для себя.

Я верю, нет, я знаю, поход не прошел зря!!!

The end

P.S.:’’Возвращение из похода — это всегда подготовка к новому походу’’, — Сергей Васильвич.